• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их

    социальных ролях, обоснование их принадлежности к сфере услуг

    146

    146

    Воспитание, образование, культура - неотъемлемые элементы

    цивилизационного развития общества. Они являются одновременно его

    содержанием, предпосылкой и результатом. Характеризуя сначала лишь

    новую форму коммуникации внутри одной общности (например

    письмо, навыки речи как элемент обучения), они затем превращаются в

    .способ связи между поколениями, передавая и сохраняя таким образом

    самое ценное и значимое из созданного и приобретенного. Являясь

    частью науки и производства, воспитание, образование и культура,

    превращаются в важнейший элемент общественных производительных

    сил. На современном этапе, характеризуемом как общество

    постмодерна, они - фактор новых качественных изменений в росте

    производительности труда, обеспечивая через индивидуализацию

    воспитания и образования преодоления отчужденности труда, роста его

    эффективности. При этом они - обязательное условие развития

    нынешнего, т.е. гражданского общества.

    Признавая значимость и взаимообусловленность этих трех

    феноменов развития общества, их следует различать, поскольку и

    содержание и социальные роли у них - различны. Дадим определение

    каждому, исходя из логики нашего курса.

    Представляется, что воспитание - это привитие личностных

    качеств, способности к труду, творчеству, саморазвитию. Это - умение

    жить и работать в коллективе, соизмеряя свои действия с интересами

    других. Воспитанием занимаются с самого рождения ребенка. Наиболее

    эффективно это делают родные, любя и понимая его лучше других.

    Обеспечить достойное воспитание каждому ребенку, таким образом,

    трудно, но создавать необходимые условия общества может и обязано.

    147

    147

    Образование - часть воспитания, связанная в большей мере с

    профессиональной подготовленностью индивида. Оно способствует

    приобретению суммы знаний, необходимых для жизни и труда,

    привитию трудовых и квалификационных навыков. Одной из форм

    образования можно считать повышение общей культуры как условие

    гармоничного развития личности, как фактор наращивания его

    творческого и производственного потенциала, как форму повышения

    групповой и общественной коммуникабельности.

    Еще более специализированным направлением развития

    личности является культура. Определяя ее как выделение и сохранение

    для потомства лучших образцов поведения, морали, достижений в

    области науки, производства и искусстве, происходит качественное

    сужение сферы ее доступности. Она не может носить обязательного для

    всех характера, предполагает определенную подготовленность,

    учитывая личную предрасположенность к тому или иному виду

    культурной деятельности. Ее развитие можно поощрять, культивируя

    все формы приобщенности к ней, понимая, что широкое признание

    общественности есть лучший стимул для творчества особо одаренных -

    тех, кто реально способен на новации.

    Итак, воспитание, образование и культура - три части

    единого процесса - духовного развития личности и общества. При этой

    общности, их социальные роли существенно различны. Так, воспитание

    - способствует развитию в каждом человеке необходимых норм его

    самореализации и социализации. Оно доступно каждому и направлено

    на каждого. Образование - организует процесс труда, как основу, но

    отнюдь не все богатство человеческой жизни. В силу этого, оно

    148

    148

    желательно, но не обязательно. Можно не иметь образования, но

    приносить пользу обществу, любя ближнего, воспитывая детей,

    поддерживая порядок в обществе, гармонию в природе. Культура еще

    менее доступна каждому, но зато успех. приобщенных к таинству ее

    создания остается на века, являясь всеобщим достоянием, передаваясь

    из поколения к поколению.

    Признавая важнейшую социальную роль воспитания,

    образования и культуры, общество контролирует и организует процесс

    их развития и распространения. Забота о них является обязательным

    для любого государства, что отражено в Конституциях многих стран.

    Рассматривая их как важнейшую услугу, государство способствует

    дополнительной мотивации ее производителей и потребителей.

    Признаками, характеризующими воспитание, образование и

    культуру как услугу, является соучастие участников процесса

    духовного производства (производителей и потребителей духовных

    благ), неповторимость творческого акта, зависимость результата от

    настроения и подготовленности зрителей или учеников, равно как и от

    внутреннего настроя производителя услуги - учителя, актера и т.д.

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений