• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • П. Этапы институционализации образования.

    Современная система образования прошла долгий путь в своем

    развитии, найдя наиболее эффективные формы передачи знаний и

    навыков, впитав в себя многообразие национальных достижений.

    Она включает в себя школу, разбитую на начальную и среднюю

    ступень, вуз и после вузовское образование. Школьное образование это

    систематическое наставничество, воспитание подрастающего

    149

    149

    поколения, передача ему необходимых для социализации и подготовки

    к трудовому процессу знаний и навыков. Школа - это систематическое

    полидисциплинарное групповое обучение вне семьи с четко

    выделенной ролью учителя, располагающего определенной

    подготовленностью. Она вышла из института подмастерьев. Ее

    развитие представлено в табл.13.

    Изложив в таблице кратко систему развития школы, вехи в ее

    институционализации, опишем этот процесс подробнее.

    Итак, первый этап можно характеризовать как жреческий.

    В Индии, Египте, Вавилоне возникают первые школы при храмах. По

    мере упрощения иероглифов они становятся массовыми. Первоначально

    письмо рассматривалось не как массовое знание, а как ритуал

    жреческой профессии. Однако оно носило публичный открытый

    .характер, что повышало роль школ как распространителей знания и

    культуры, а не только места подготовки жрецов.

    Это способствовало переходу к новой методике обучения -

    замене индивидуального наставничества на аудиторные формы,

    проводимые в специальных помещениях при храмах, никогда не дома,

    чтобы создавать достойную атмосферу для сложнейшего труда коим

    является обучение. При этом последовательное обучение ремеслу

    заменяется параллельным изучением ряда дисциплин. Другая черта

    учебного процесса этого времени - дисциплина.

    150

    150

    Табл.13. Краткое описание этапов институционализации

    школьного образования.

    Назва-

    ние

    этапа

    Особенности развития

    процесса обучения

    Характеристика

    институциональных

    достижений

    1.Жре-

    ческий

    Ш-П

    тыс

    .до н.э.

    Возникает письмо как

    первый предмет для

    всеобщего обучения.

    От индивидуального

    наставничества школа

    переходит к публичным

    методам обучения..

    Письмо превращается из

    профессионального

    ритуала жрецов в форму

    коммуникации, культуры

    2.Древ-

    негре-

    ческий

    и древ-

    нерим-

    ский

    1 тыс.

    до н.э -

    У в. н.э

    Обучение письму ста-

    новится массовым, исполь-

    зуются стены и дощечки для

    развития этих навыков.

    Школа превратилась в

    институт, ответственный за

    разумное время препро-

    вождение детей. Вводится

    обучение риторики, юрис-

    пруденции как обязательных

    основ демократии. Обяза-

    тельное изучение математики

    и архитектуры приобщает

    Школа превратилась в

    институт обучения де-

    мократии, она становится

    публичной, массовой и

    доступной для всех

    свободных. Возникает

    профессия учителя.

    Продолжается дифферен-

    циация школ и предметов.

    Создаются первые тео-

    рии образования: о

    необходимости

    воспитания гармоничной

    151

    151

    каждого свободного к

    возможности управления

    городскими процессами.

    личности (Аристотель), о

    роли са-мообразования

    (Платон)

    3. сред-

    ние

    века

    У1-

    ХУвв

    Обучение приобретает сис-

    темный характер. Его акаде-

    мическую основу составляют

    стандарты по базовым пред-

    метам. Создается временное

    оформление процесса обу-

    чения (вводятся учебные

    часы, четверти, каникулы).

    Начинается общественное

    регулирование учебного про-

    цесса через введение

    стандартов по предметам.

    Происходит количествен-

    ное и качественное совер-

    шенствование школы. По-

    ощряется развитие естест-

    венных наук как способ

    подготовки работников

    для фабрик. Развивается

    профессиональное обуче-

    ние в цеховых школах.

    Возникает высшая школа

    - создаются Университеты.

    4. Но-

    вое

    время

    ХУП-

    Х1Х вв.

    Окончательное отделение

    светского обучения от

    религиозного, распростра-

    нение системы политехни-

    ческих школ. Отражая

    потребность общества в

    подготовке подрастающего

    поколения, государство берет

    на себя финансирование и

    регулирование школ.

    Школы превращается в

    проводника научной мыс-

    ли, обязательного условия

    функционирования про-

    мышленного производст-

    ва. Появляются докумен-

    ты, подтверждающие факт

    получения образования.

    152

    152

    5. Но-

    вей-

    шее

    время

    Х1Х-

    ХХвв.

    Облегчение обучения через

    привлечение новых обуча-

    ющих технологий (компью-

    теры, телевидение и т.д.).

    Главное направление

    развития процесса обучения -

    поиск оптимума между

    индиви-дуальным подходом и

    стандартными программами.

    Школа становится

    массовой, бесплатной и

    обязательной для посе-

    щения. Она становится

    неотъемлемым элементом

    функционирования

    гражданского общества.

    2 этап. Древнегреческая и древнеримская школа

    Школа входит в систему семейных отношений, организуя

    присмотр за детьми. Сам термин Schule означает время

    препровождение. Главное занятие - обучение грамоте. Школы того

    времени можно считать общедоступными, помня, что в них могли

    учится лишь свободные дети обеспеченных родителей. Детей туда

    приводили рабы или педагоги. В дословном переводе с

    древнегреческого, педагог - это раб, приводящий детей в школу

    Идея “всеобщего образования” опиралась в Древней Греции на

    общественный запрос воспитания гражданина. Политическое

    устройство государства было таково, что для нужд демократии

    необходимо было всеобщее знание, дающее возможность участвовать в

    управлении страной. Одновременно, знание законов позволяло

    соблюдать и собственный интерес.

    В школу принимали только мальчиков с 7 лет. Их обучали

    грамоте и кифаристе (кифара - музыкальный инструмент). С 13-14 лет

    153

    153

    их переводились на занятия палестрой (гимнастикой), еще через два

    года - начиналась риторика, диалектика, литература. С 18 лет они

    изучали военное дело. Риторика изучалась по кафедрам: юридической,

    медицинской, философской и архитектурной.

    Постепенно обучение дифференцируется по 3-м уровням:

    элементарное, повышенное и самое высокое, где осваивается риторика.

    Последняя основывалась на изложении прочитанных текстов

    профессорами - учителями в высшей школе, работавшими за деньги.

    Количество учителей и профессоров нормировалось государством.

    Окончательный отбор профессоров осуществляли императоры.

    Страны Древнего Востока многое заимствовали из школы

    Древней Греции. Так, при церквях устраивались начальные школы -

    “мектебе”. Здесь обучали арабскому языку, текстам Корана, письму и

    арифметике. Средние и высшие школы, их называли “медресе”,

    подготавливали служащих для государственного аппарата, священников

    и учителей для мектебе.

    3 этап. Средние века

    В средние века основой обучения становится церковь. При

    этом она не ограничивается обучением детей только для собственных

    нужд, а создает помимо церковных еще и приходские школы. Понятно,

    что неотъемлемой частью обучения в них являлось Слово Божье, но

    возможность получить навыки грамоты, письма и пения, доступных

    всем детям, - была важна. Часто обучались даже взрослые. Материалом

    для чтения были рукописные книги. Писали тогда на навощеных

    дощечках. .Как элемент религиозной аскезы, а также способ мотивации

    дисциплины - широко применялись телесные наказания.

    154

    154

    Существовали и Соборные школы. Они были более сложными,

    соответствовали более глубокому уровню приобретаемого знания.

    Обучали в них “7 свободным искусствам”, распределенным по трем

    уровням. Школы на первом - преподавали грамматику, риторику,

    диалектику, на втором - логику, геометрию, астрономию, а на третьем

    - навыки изложения написанного.

    В ХП в. открываются первые Университеты - светские

    учебные заведения, объединившие усилия местного управления,

    феодалов, преподавателей соборов и монастырских служащих в

    обучении самым высоким наукам. Тогда существовало 4 факультета

    (Facultas - возможность, способность): подготовительный,

    богословский, медицинский и юридический. Уже тогда обучение велось

    на двух ступенях: бакалавриате и магистратуре. Суть занятий сводилась

    к чтению профессором текстов и их комментированию.

    Организовывались диспуты по заданной тематике. Обучение велось на

    латыни. Университеты заняли промежуточное место между светской и

    религиозной школой, сформировав второй тип учебного заведения

    средневековья.

    Третьим типом средневековой школы была цеховая.

    Организованные местными властями, они были ориентированы на

    освоение специальности. При этом в начальных классах обучали

    грамоте, в последних - готовили к профессии.

    1У этап. Новое время

    Понятно, что капиталистическое производство требовало

    принципиально иного подхода к образованию, чем средние века.

    155

    155

    Грамотных рабочих должно было быть много, а качество их знания

    должно позволять им работать с машинами, понимая их действия, уметь

    изготавливать изделия по чертежам и т.д. Школа стала массовой,

    общедоступной. В базовые основы обучения вводились химия и

    физика, черчение и математика.

    Производство требовало и новых массовых профессий:

    инженеров, химиков, транспортников, строителей зданий и мостов. Эти

    знания могла дать только высшая школа. Таким образом, новое время

    можно считать периодом расцвета образования, памятуя о том, что не

    все его сферы, а лишь естественные и инженерные специальности были

    особо востребованы тогда обществом.

    У этап. Новейшее время.

    К этому периоду относятся этапы, подготавливающие

    образование к требованиям постиндустриального общества.. Он, во

    многом, характеризует современные закономерности и будет

    рассмотрен в соответствующем (1У) вопросе темы.

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений