• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.

    Предмет и базовые теории социологии образования.

    Истоками научной рефлексии образования являются древние

    философские учения. В системном виде роль образования впервые

    изложена Платоном (427-347 гг. до н. э.) в “Государстве” Помимо

    высказанной им мысли о необходимости гармонично развитой личности

    как цели образования, он предложил и идеальную модель

    156

    156

    самообразования, основанную на поэтапном чередовании изучаемых

    предметов, рассчитанных до 35-летнего возраста.

    Еще более развернутое изложения идея гармонично развитой

    личности нашла отражение в трудах Аристотель (384-322г.до.н.э.), в

    частности в “Никомаховой этике” - изложении бесед автора с его

    учениками. При этом, он настаивал на отказе от ранней специализации

    учеников, предоставляя им возможность собственного и осознанного

    выбора направлений своей будущей деятельности и соответственно

    набора изучаемых дисциплин.

    Другой, уже древнеримский исследователь Марк Фалий

    Квинтилион (35-91 гг. н. э), предложил рассматривать риторику как

    обязательное условие для занятия государственных должностей. Также

    им было доказано преимущество индивидуального подход к ученикам,

    гарантирующего раскрытие их личностного потенциала через обучение.

    Понятно, что средние века мало что дали для теории образования в силу

    жесткой религиозной направленности обучения, хотя обоснование роли

    дисциплины как способа концентрации внимания и усилий учащихся

    заслуживает изучения. Учитывая особенности нашего курса оставим его

    специалистам по школьной психологии.

    В ХУ1-ХУП вв. были разработаны новые образовательные

    концепции. Так, Я.Амос Каменский (1592-1670г) - вождь

    демократической общины чешских богемских братьев - заложил

    организационные основы построения учебного процесса. Он

    сформулировал принципы обучения, которые используются до сих пор:

    наглядность, систематичность, последовательность, посильность,

    прочность усвоения. Каменский ввел систему уроков, упорядочил

    157

    157

    процесс обучения по сезону, ввел такие понятия как школьный год,

    каникулы, четверть, перемена. Им введены нормы продолжительности

    занятий: 4 часа в день в простой и 6 часов в латинской школе.

    Джон Локк (1632-1702гг) обращал внимание на необходимость

    развития в человеке его природных задатков, в то время как Ж.Ж.Руссо

    и К.Гельвеций - на воспитание гражданина.

    Известный средневековый педагог И.Г.Пестолоцци (1746-

    1841гг), продолжая мысли Платона и Аристотель о задачах школы в

    деле воспитания гармонично развитой личности, обосновал идею

    воспитывающего обучения как содержания школы. И. Герберт (1776-

    1841) настаивал на использовании психологии в интересах школы. В

    Х1Х - ХХ веке широкое распространение получила экспериментальная

    педагогика. Ее представители Э.Торндайк (1874-1949) и Дж.Дьюи

    (1859-1952) предлагали рассматривать обучение как приспособление к

    среде, а учебный процесс как серию проблемных ситуаций, в ходе

    которых через пробы и ошибки необходимо прийти правильному

    решению. Результат обучения проверяется тестами. По Дьюи занятия

    организуются вокруг решения задач нарастающей сложности.

    Основоположником науки “социология образования” можно

    считать Л.Ф.Уорда, согласно которому, происходящая в природе на

    основе естественного отбора, слепая стихийная эволюция - генезис. в

    обществе сменяется телезисом, формирующимся как осознанное

    стремление к прогрессу.

    Другой классик новой науки - Э.Дюркгейм со своей работой

    “Социология образования”. Возглавив в 1902г. кафедру социологии

    образования в Сорбонне, он рассматривал систему воспитания и

    158

    158

    образования как важнейший институт, преодолевающий дезинтеграцию

    в обществе. Воспитание представляет для общества способом, с

    помощью которого дети естественным образом подготавливаются для

    будущей жизни, т.е. в методической социализации молодого поколения.

    В известном докладе Макса Вебера “Наука как призвание и

    профессия” содержатся важные идеи о социальной роли науки и

    призвании учителя. По Веберу, основой культурно-ценностного

    содержания образования является углубление дисциплинарного знание.

    П.Сорокин в книге “Социология и культурная мобильность” на

    примере китайской, индийской и английской школ прослеживает

    действие институтов образования как канала социальной вертикальной

    циркуляции.

    П.Бурдье - руководитель исследовательской группы

    “Социология образования и культуры” в парижской школе социальных

    наук пытается анализировать внутреннее содержание образования,

    вводя понятие Habitus - структурированное социальное отношение,

    совокупность схем интеграции и интериоризации различных ролей,

    систему долговременных групповых и индивидуальных установок и

    ориентаций, функционирующих как матрица восприятия постоянных

    целей, решения задач, действий. Habitus, структурируя восприятие,

    мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила,

    стиль жизни разных социальных групп. Любая власть, дабы стать

    лигитимной стремится влиять на Habitus через символичное насилие, в

    частности через систему образования.

    Базовое понимание роли образования как предпосылки и

    условия постиндустриального общества предложены Ю. Хабермаом,

    159

    159

    см. вопрос 1У.

    Несмотря на партийно-идеологическую направленность

    советской школы, она внесла свой заметный вклад в теорию

    образования, в частности через анализ и обоснование роли коллектива,

    см. работы А. С .Макаренко, П. П. Блотского и С. С. Шацкого. Тогда же

    сформировался деятельностный подход к образованию. Так, воспитание

    субъектов в коммуне (общности), совершенствование ими себя через

    познание и совместный труд описаны в работе В. В. Давыдова “Теория

    развивающего образования”

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений