• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.

    Теории Ю.Хабермаса.

    Как известно, общество постмодерна предполагает

    принципиально иное место личности в обществе, преобладание

    творческого характера труда, сокращение отчужденности

    производителя от процесса и результатов труда. Преобразования,

    которые приведут к новому обществу, невозможно осуществить без

    изменения системы образования. Именно оно должно помочь каждому

    найти “свою нишу” в обществе (общественном производстве), исходя из

    неповторимости психофизиологических, культурных, нравственных и

    других черт индивидуального характера.

    При этом, реализуя на свою уникальность, человек найдет ту

    сферу, где его деятельность будет максимально продуктивна.

    Осознанность и свобода выбора изменит характер труда, повысит

    производительность общественного производства. Образование станет,

    таким образом, новым (третьим по счету в истории) фактором,

    160

    160

    обусловившем революционную модернизацию общества, обеспечив

    прирост общественного богатства. На эту особенность общества

    постмодерна указал Ю. Хабермас. Он констатировал возрастающее

    значение образования как способа достижения толерантности и

    пацифизма личности. Образование превращается в важнейшую

    социальную управленческую технологию и является способом,

    формирующим порядок в обществе, подготавливающим личность к

    действию социальных институтов

    Способствуя табулированию агрессивных и

    частнособственнических начал, образование играет важнейшую роль,

    сокращая конфликты, уменьшая ненужные разрушения, препятствуя

    общественным потерям от коррупции и экономической преступности.

    Выделим и раскроем основные современные тенденции

    развития образования:

    1. динамичный рост системы в целом,

    2. дифференцированный подход к платным и бесплатным

    формам,

    3. оптимальный подход к высшему образованию,

    включающий, с одной стороны, сохранение принципа

    платности, а, с другой - всемерную поддержку

    перспективной молодежи, особенно в условиях падения

    престижа вузов.

    4. непрерывность образования (возможность учится в любом

    возрасте).

    Раскроем их подробнее.

    161

    161

    1. Динамичное развитие образования, воспитания и культуры в

    целом является общемировой тенденцией. Оно обусловлено как

    усилением роли государства, так и всеобщим пониманием значимости

    образования как фактора, повышающего социальный и

    профессиональный статус личности. По мнению западных

    исследователей, нормой, современным стандартом является общество, в

    котором на 2-х работающих приходится 1 студент.

    2. Сочетание платных и бесплатных форм применительно к

    различным сферам образовательного процесса (возрасту личности, на

    которую оно нацелено: дошкольное, школьное, высшее, после

    вузовское).

    Государство проводит четкую финансовую политику в сфере

    образования, используя ее для регулирования социальных процессов.

    Так, оно (например, в США и Японии) старается не финансировать

    расходы в дошкольных учреждениях, поощряя стремление родителей

    самостоятельно заниматься воспитанием детей. Отказ от

    государственного датирования этих услуг способствует воспитанию

    детей до школы в семье, укрепляет внутрисемейные связи, повышает

    роль бабушек и родственников.

    Школьное обучение, наоборот, в преобладающем

    большинстве стран бесплатно, что способствует высокому

    профессиональному потенциалу их населения. Интересен пример,

    характеризующий отклонение от общемировых методов - ваучерная

    система оплаты школьного обучения в США. Воплощая сочетание

    принципов бесплатности школьного образования и поощрения частного

    предпринимательства, который является для Америки базовым, она

    162

    162

    представляет собой следующее. Правительство выделяет всем

    родителям право на оплату расходов на школьное обучение в пределах

    определенной единой для всех сумме - 6 тысяч долларов. Они могут

    распоряжаться им по собственному усмотрению: сами заниматься

    обучением, находить более дешевую или дорогую частную школу.

    Ваучер выравнивает всех, лишает дешевые школы их естественных

    привилегий, сохраняет конкуренцию между образовательными

    учреждениями за доллар родителей.

    Высшее образование также в большинстве стран является

    платным. Это - не столько дань экономии бюджета, сколько разумная

    политика, нацеливающая людей на ценность образования. Оно не

    должно быть легко доступным каждому. Личность должна, во-первых,

    хотеть, а поэтому соответствовать высоким требованиям по

    подготовленности к его восприятию, а, во-вторых, добросовестно к

    нему относиться, “отрабатывая” каждый вложенный рубль затрат.

    3. Расширение источников финансирования высшего

    образования.

    Приняв за основу финансирования высшего образования

    платность, большинство государств стремятся расширить систему его

    источников. К ним относятся средства родителей студентов, их самих,

    спонсоров, оно может осуществляться в кредит или оплачиваться

    организацией по месту будущей работы. Особо одаренным студентам

    могут выделяться стипендии либо отдельных меценатов, либо по

    решению попечительского Совета Университета, либо из федеральных

    и муниципальных фондов. Одновременно все государства сохраняют

    сеть центральных бесплатных для обучения университетов.

    163

    163

    Перечисленные особенности характеризуют общемировые

    тенденции финансирования вузов. При этом ряд стран, например

    Швеция, имеет склонность к бесплатной системе, рассматривая ее как

    непременное условие гражданского равенства.

    4. Другая общемировая тенденция - постоянство образование,

    т.е. создание условий для повышения культурно-образовательного

    уровня личности (любого возраста и профессии) как приоритетного

    способа организации досуга. Оно компенсирует относительное

    снижение нацеленности молодежи на получение высшего образования,

    что имеет место в развитых странах. Молодые люди, стремясь к

    самостоятельности и видя, что бизнес без образования позволяет иметь

    высокие доходы, игнорируют вузы, хотя по мере взросления, вновь

    ощущают потребность в знаниях.

    В отличие от молодежи, у старшей возрастной группы

    населения современных государств выявляется рост потребности в

    повышении уровня образования и культуры. Для этого государство

    финансирует курсы, организует специальные факультеты, институты

    для “взрослых”, например заочные университеты (по примеру г. Хагена

    (Германия).

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений