• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • 5. КУЛЬТУРА И ФИЗИЧЕСКАЯЯ КУЛЬТУРА.

    1. Роль и социальные функции духовной культуры.

    П. Система учреждений, связанных с передачей и сохранением

    достижений культуры.

    Ш. Роль физической культуры и спорта в обществе.

    1У. Учреждения физической культуры и спорта.

    1. Роль и социальные функции духовной культуры.

    В разделе об образовании уже излагались особенности

    современного этапа цивилизации как перехода к гражданскому

    обществу, при котором роль индивида существенно возрастает, сам он

    качественно меняется - становится высоко образованным и культурным,

    занимающим активную гражданскую позицию. По мнению Ю.

    Хабермаса, духовная культура является предпосылкой и следствием

    этих преобразований.

    Различают культуру в широком (духовная культура) и узком

    смысле (деятельность в рамках учреждений, занимающихся культурным

    обслуживанием).

    Духовная культура - явление сложное и многообразное. Она

    передается по ряду каналов: через систему образования, воспитания и

    172

    172

    собственно культуры. Цель ее - выявление и закрепление в социальной

    памяти всей совокупности духовных богатств, произведенных

    предшествующими поколениями: знаний, навыков, приемов

    организации труда, социальных институтов и т.д. Она способствует

    усилению тех черт характера индивида (склонностей, предпочтений,

    хабитусов по П. Бурдье, остатков по А. Парето), которые являются

    общественно значимыми, достойными воспроизводится будущими

    поколениями: трудовые устремлении, мораль, этика, эстетика и т.д. В

    литературе предлагаются менее конкретные определения. Так, О.

    Новотный и Я Фишер (см. монографию “Экономика культуры”М.,1987)

    дают такое определение культуры: “это особая отрасль, продукт

    которой удовлетворяет специальной группе человеческих

    потребностей”.

    Особенностями культуры в узком смысле этого слова, т.е. как

    особой сферы деятельности являются: во-первых, многообразие ее

    форм, во-вторых, добровольный характер потребления культуры, в-

    третьих сочетание профессиональных и непрофессиональных

    (любителей) .навыков у производителей этих услуг. Опишем эти

    особенности подробнее.

    Понятно, что многообразие форм предполагает множество

    направлений деятельности и способов организации предприятий

    культуры: изобразительное и театральное искусство, концертные или

    производительные (полиграфия) предприятия.

    Добровольность потребления продукции сферы культуры

    вызвана сложностью ее конечного продукта. Трудно представить

    человека, который готов к восприятию всего диапазона продуктов этой

    173

    173

    сферы. Потребление многих из них требует либо особой

    подготовленности к восприятию (чувство юмора), либо наличию

    утонченных физиологических качеств (музыкальный слух). В любом

    случае потребление культуры требует времени - самого большого

    дефицита современности, поэтому каждый выбирает тот ее вид,

    который ему нравится, либо не выбирает ничего.

    Культура - особая деятельность, что проявляется в ее

    предельной притягательности для потребителей и исполнителей.

    Талантливые произведения, исполнители незабываемы, они вплетаются

    в нашу жизнь так тесно, что требуют самостоятельного их

    воспроизведения пусть в домашнем кругу. Общее образование,

    предполагающее воспитание у каждого минимальных навыков в

    области отдельных видов искусства, как условие более полного

    восприятия мира, делает грань между любителями и профессионалами

    менее отчетливой. Выпускник музыкальной школы, не избравший

    музыку в качестве основной профессии, вполне готов к домашнему (а

    иногда и концертному) музицированию. Есть отдельные виды

    искусства, которые основаны на участие в них непрофессионалов,

    сохраняя этим “дыхание улицы, жизни”, например бардовская песня

    или примитивная живопись..

    Характеризуя социальные функции культуры можно выделить

    следующее:

    􀂄 сохранение духовных богатств, накопленных

    предшествующими поколениями,

    􀂄 развитие этих богатств через создание новых образцов,

    174

    174

    навеянных современными проблемами и ассоциациями.

    􀂄 воспитание нового - творческого, тонко чувствующего,

    гармонично развитого человека как основы и предпосылки

    общества будущего.

    Степень выполнения социальных функций можно проследить

    на примере Русского музея (С.- Петербург). Аккумулируя лучшие

    произведения прошлого и настоящего, музей создал коллекцию, для

    просмотра которой в полном объеме не хватит двух жизней. Как и все,

    наш музей скупает образцы лучших отечественных современных

    мастеров. Этим он, с одной стороны, материально их поддерживает, а с

    другой, готовит будущую экспозицию, призванную охарактеризовать

    для будущих поколений специфику нашего времени.

    Сейчас в музее выставляется лишь 1% хранящихся фондов,

    что полностью соответствует мировой практике. Недаром лучшие

    мировые музеи называют “саркофагом произведений искусства”.

    Наряду с постоянными экспозициями, знакомящими

    посетителя с основными богатствами музея, организуются временные

    выставки. Так, русский музей организует 40 выставок в год в своих

    стенах и 70 - вывозит за пределы города, организуя базу для временного

    обмена фондами с другими хранилищами произведений искусства.

    Музеи это не только сохранность и открытый доступ к

    коллекциям, но и зданиям, в которых они размещаются. Отрадно

    отметить, что за последние 5 лет помещения музея выросли в 4 раза и

    располагаются ныне в 12 дворцовых комплексах. Помимо дворцов

    Александра 1 и корпуса Бенуа, составляющих основу музейной

    экспозиции, за последнее время были включены в состав и открыты для

    175

    175

    посетителей - часть Михайловского дворца, Мраморный .и другие.

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений