• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • П. Система учреждений, связанных с передачей и

    сохранением достижений культуры.

    Многообразие форм передачи достижений культуры

    предполагает множественность классификации учреждений культуры:

    - по видам деятельности (творческие: литературное творчество,

    театрально-массовые представления, радио и телевидение,

    просветительско-культурные учреждения (музей, выставки,

    библиотеки); производственные подотрасли: издательская,

    кинематографическая, ювелирная и другие);

    - по формам воздействия (массовые и индивидуально

    ориентированные),

    - по характеру воздействия (шоу-бизнес или камерная

    аудитория),

    - по способам финансирования (государственное,

    коммерческое, смешанное).

    Перечислим и раскроем основные проблемы сферы культуры:

    1. сокращение финансирования,

    2. коммерциализация и вестернизация культуры.,

    3. закрытие ряда учреждений культуры.

    1. сокращение финансирования

    В “Основах законодательства Российской Федерации о

    культуре” четко фиксируется (ст.45) минимальный предел ассигнований

    из госбюджета на развитие культуры.-2%, а для местных бюджетов этот

    176

    176

    минимум установлен на уровне 6%. Но эти нормативы еще ни разу не

    были выполнены ни на федеральном, ни на муниципальных уровнях.

    Современная экономическая ситуация в России не дает оснований на

    прекращение этой тенденции. Надо отдать должное, что и в мировой

    практике не встречается таких высоких значений нормативов, .которые

    заложены в указанном законе. Обычный уровень финансирования

    составляет 1,4-1,5%

    Мировой опыт показывает, что основой финансирования

    культуры являются спонсорские пожертвования. Это же подтверждает

    и российская история. Мы с благодарностью вспоминаем известных

    меценатов прошлого - Третьяковых, Морозовых, Рукавишниковых.

    Среди известных меценатов были дворяне - Шереметьевы, Юсуповы,

    Барятинские и другие. Сейчас же спонсоры в большей мере тяготеют не

    к образцам высокого искусства, а скорее к шоу-бизнесу. Изменились и

    мотивы меценатства. Как отмечает Ф.Ф.Рыбаков (в статье “Социально-

    культурная сфера и рыночные отношения”, см. Вестник СПбГУ, 1996,

    серия 5, выпуск 3. С.33) раньше среди русских меценатов преобладали

    патриотические и религиозные мотивы, а также стремление к

    социальным льготам и привилегиям. Меценатство в отдельных случаях

    давало право личного дворянства, поощрялось специальными

    правительственными наградами, например орден Св. Владимира давали

    исключительно за него.

    В настоящее время побудительные мотивы сводятся

    преимущественно либо к рекламе товарного знака, либо к созданию

    позитивного имиджа фирмы. По мнению уже упомянутого Ф. Ф.

    Рыбакова, меценатство нужно возрождать, а государство должно об

    177

    177

    этом позаботиться.

    Мировая (американская) статистика свидетельствует, что

    финансирование культуры распределяется примерно следующим

    образом: половина расходов покрывает зритель (потребитель), четверть

    - государство и столько же спонсоры.

    2. коммерциализация и вестернизация культуры.

    Во всем мире культуру не рассматривают как прибыльную отрасль

    сферы услуг. Создаются смешанные источники финансирования, чтобы

    сохранить национальные традиции, образцы высокой культуры,

    обеспечить молодежь местом достойного развивающего досуга.

    В России в связи с ограниченностью бюджетного

    финансирования учреждения культуры вынуждены искать другой путь -

    коммерциализацию услуг, т.е. отказаться от высоких по уровню, но

    мало посещаемых образцов культуры, искать дешевые способы

    привлечения зрителя. Кинотеатры заполнены западными фильмами,

    постановки в театрах изобилуют дешевыми приемами, в надежде на

    дополнительный приток посетителей. Даже известный своими

    традициями Мариинский театр завлекает зрителя на “Соломею” - хит

    театрального сезона 2000-2001года - обнаженной солисткой, испуганно

    бегающей перед зрителем.

    3. закрытие ряда учреждений культуры.

    Справедливости ради отметим, что в СССР уделялось культуре

    большое внимание, видя в ней и способ организации досуга населения и

    возможность проведения идеологической работы в массах. Практически

    в каждом поселке, городке были клубы и библиотеки, кинотеатры и

    178

    178

    парки отдыха. .Сейчас же все это практически отсутствует или

    находится в полном запустении: фонды библиотек не пополняются,

    клубы закрываются, остались одни дискотеки. Только в Ленинградской

    области за один 1994 год закрыли 35 сельских домов культуры, оставив

    молодежь без организованного досуга, а руководителей “кружков” и

    секций - без работы по специальности.

    При этом нельзя не отметить, что многие главы

    исполнительной власти городов и поселков области, понимая

    значимость домов культуры, из последних средств пытаются их

    профинансировать, справедливо видя в них свое будущее, гарантию

    закрепления здесь молодежи.

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений