• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

    НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

    1. ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ

    НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

    1 Соотношение производственной и непроизводственной сферы

    2. Услуга как особый продукт производства.

    1. Соотношение производственной и непроизводственной сферы

    Процесс производства, а именно он составляет основу

    общества, осуществляется в двух сферах: производственной и

    непроизводственной. Между ними существует ряд отличий,

    обусловленных характером труда и условиями организации

    производства. Критерии различия между производственной и

    непроизводственной сферой проявляются через совокупность таких

    признаков как уровень организованности, базовый тип продукта труда,

    особый характер коммуникации производителя и потребителя. Так,

    сфера производства характеризуется:

    8

    8

    􀂄 созданием продуктов в вещной форме,

    􀂄 размещением производства на мелких, средних или крупных

    предприятиях,

    􀂄 высоко организованными формами производства, широко

    использующих преимущества разделения труда, кооперации

    работников, механизации и автоматизации.

    К ней традиционно относят промышленность, сельское

    хозяйство, частично строительство (производственное) и транспорт

    (грузовой).

    Непроизводственная сфера, в свою очередь, отличается

    􀂄 вещным и не вещным характером производимого продукта,

    􀂄 индивидуальным способом его производства,

    􀂄 особенностью коммуникации производителя и потребителя,

    определяемой как обслуживание,

    􀂄 низкой степенью организованности производства, минимальной

    механизацией, отсутствием разделения труда и кооперации

    работников.

    В схематичной форме различия между производственной и

    непроизводственной форме приведены в таблице 1.

    2. Услуга как особый продукт производства.

    По мере роста общественного благополучия именно услуга

    становится наиболее привлекательным для покупателя товаром.

    Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как

    потребителя. Именно специально произведенный для него продукт,

    9

    9

    воплощающий не столько традиционную, общественно признанную

    потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует

    современные тенденции потребления.

    Современное общество все больше становится производителем

    услуг, а не продуктов. Потребление, таким образом, все меньше

    является лишь способом поддержания жизни и ее воспроизводства, а

    приобретает все новое содержание и возможности. Через потребление

    осуществляется социализация, коммуникация, отдых, релаксация и т.д.

    Изучение услуг как товара особого рода, выявление специфики

    их производства и потребления, анализ новых тенденций в структуре

    общественного воспроизводства - все это должно стать предметом

    исследования российской науки, как это имеет место за рубежом.

    Значимость анализа услуг вытекает из того, что их

    производство составляет заметную долю в ВВП, в нем занята

    преобладающая часть работающего населения, а сама сфера услуг

    является динамичным, постоянно растущим сектором экономики.

    Что же такое услуга? Ее диапазон чрезвычайно широк. Это -

    способ удовлетворения индивидуальных (врачебная помощь,

    обслуживание населения предприятиями торговли, оказание бытовых

    услуг), коллективных (жилищно-коммунальное хозяйство), обще-

    национальных потребностей (государственный аппарат и социальная

    защита населения, единая финансовая система, оборона и т.д.).

    Однако при всем этом многообразии, услуги имеют общее

    основание - они продукт труда, причем продукт труда особого рода, что

    проявляется в соучастии, тесном сотрудничестве производителя и

    потребителя в процессе их создания. Услуга всегда конкретна,

    10

    10

    направлена на удовлетворение требований конкретного заказчика

    (неважно, кто он: личность, группа людей или население страны в

    целом), корректируется им в процессе производства. Производитель

    услуги каждый шаг или действие соизмеряет с желанием заказчика.

    Профессиональные знания или навыки производителя, - используя

    прием К. Маркса при описании роли средств производства как

    продолжателя рук и возможностей обобщенного работника, -

    передаются в пользование потребителю. При этом обеспечивается

    максимально полное удовлетворение желаний потребителя.

    Услуги, как правило, нематериальны; они духовны: советы,

    консультации, передача информации и знаний, обслуживание в целях

    отдыха и развлечения.

    В таблице 1 показаны особенности производства сферы услуг,

    которые определяют его важнейшие черты и проявления: внешнюю

    форму, тип предприятия-производителя, характер процесса труда.

    Таким образом, услуга это продукт труда особого рода,

    включающий как производственные, так и коммуникативные

    (обслуживающие) функции и призванный удовлетворить

    индивидуальные или коллективные потребности заказчика через его

    соучастие с производителем.

    Несколько по-иному трактует эти различия Ф. Котлер (Ф

    .Котлер “Основы маркетинга”, М.,1994), известный исследователь -

    специалист в области маркетинга. Он определяет услугу как “объект

    продажи в виде действий, выгод и удовлетворений” (с.321) При этом он

    называет следующие четыре черты характеристики услуг:

    неосязаемость (“их невозможно увидеть, попробовать на вкус”),

    11

    11

    неотделимость от источника (они не существуют независимо от

    производителя), непостоянство качества (“оно колеблется в широких

    пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и

    места”), несохраняемость (услуги невозможно хранить) (с. 638).

    Признаем, что пониманием услуг, предложенное Ф. Котлером,

    углубляет представление об их содержании. Однако, сводя их

    производство только к деятельности предприятия, а потребление - к

    индивиду, классик оставил без внимания общенациональные

    (государственные) потребности: здравоохранение, оборону и т.д.

    Табл.1: Система различий между производственной и

    непроизводственной сферой

    различия производственная сфера непроизводственная

    1 цель произ-ва экономное произ-во удовлетворение индив.

    запросов

    2. тип производства серийное индивидуальное

    3. вид продукта материальный (вещи) вещный и не

    вещный

    4. характер труда производительный производительный

    и обслуживающий

    ____________________________________________________________

    Уточним разницу между понятиями: сфера услуг и

    непроизводственная сфера. В целом их можно использовать как

    синонимы, однако, характеризуя производство в разных плоскостях,

    12

    12

    они таковыми не являются. Непроизводственная сфера - характеристика

    предприятий с точки зрения уровня их организации. В нее включается

    совокупность тех, которые отличает незначительность размеров, малая

    кооперация, низкая механизация труда. Она включает предприятия,

    производящие и вещи (ателье, шьющие не на заказ, а на продажу), и не

    вещи: советы, духовные блага.

    Сфера услуг - характеристика предприятий с точки зрения

    специфики производимого ими продукта. Она включает те, которые

    занимаются как правило обслуживанием. При этом уровень

    организации заметной роли не играет. Предприятия услуг могут быть и

    большими и малыми, и механизированными и нет. Понятно, что для

    индивидуального производства малые размеры, а поэтому и низкий

    уровень механизации труда, более вероятны, хотя исключения

    возможны. Примерами этого могут служить крупные дома быта,

    больницы, где работает персонал в сотню и более человек, где имеет

    место процесс разделения труда, используются механизмы для

    повторяющихся трудовых операций.

    С развитием научно-технического прогресса сфера услуг

    стремится механизировать (хотя бы частично) процесс труда, сократив

    издержки на производство. Одновременно, многие производственные

    предприятия имеют в своем составе мастерские по обслуживанию

    (например, по ремонту своих изделий). Здесь ими изучается спрос на

    продукцию, ее качество, соответствие потребительскому стандарту.

    Названные примеры, а на них обращают внимание западные

    исследователи, говорят о растущей доли предприятий, соединяющей

    преимущества производства и спрос на обслуживание. Эта тенденция

    13

    13

    отражает мировой прогресс, она будет усиливаться. Пока же доля таких

    предприятий не значительно (5%), что дает основание использовать

    понятие сферы услуг и непроизводственной сфера как синонимы, взяв

    за основу первый термин как более короткий и звучный. Использование

    термина непроизводственная сфера в названии данного курса отражает

    отечественную традицию, противопоставляющую производственную и

    непроизводственную сферу как пространства с разным механизмом

    управления и планирования.

    2. ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СФЕРУ УСЛУГ

    1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.

    2. Оптимистическое и пессимистическое направление в изучении услуг.

    3. Особенности современного этапа изучения сферы услуг.

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений