• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.

    85

    85

    Пенсионное обслуживание как элемент социальной защиты,

    организованной на принципах страхования, возникло в конце Х!Х в.

    сначала в Германии, затем распространилось на другие европейские

    страны и США, см табл.10 В России появилось несколько позже - в 40-х

    гг. ХХ в, но работники колхозов начали получать пенсии в 1965 г.

    Табл.10. Годы принятия закона о пенсиях за рубежом.

    Страна год страна год страна год

    Германия 1889 Франция 1905*/1919 Канада 1927

    Великобри-

    тания

    1908 Италия 1919 США 1936

    Швеция 1919 Испания 1921 Россия 1888*,

    1927

    Отмеченный закон не вводил обязательного пенсионного обеспечения.

    На сегодня пенсионное обслуживания основано на двух

    принципах: во-первых, - страхование и, во-вторых, - социальная защита.

    Первый - реализуется в использовании ежемесячных отчислений как

    своеобразных страховых выплат в ПФ, а также прямой зависимости

    размера пенсий от величины отчислений и трудового стажа. Второй - в

    необходимости постоянных доплат в ПФ из бюджета, с тем, чтобы

    уровень пенсий соответствовал прожиточному минимуму. Суть второго

    подхода воплощается в утверждении, что каждое поколение содержит

    своих стариков, что подтверждается практикой почти всех государств.

    Система пенсионного обслуживания включает государственные

    и частные ПФ, причем последние могут быть организованны как

    86

    86

    финансовыми компаниями, так и производственными предприятиями. С

    точки зрения получателей, пенсионное обслуживание представляет

    сочетание государственной заботы (государственные ПФ), частного

    интереса (предприятия, организующие при себе ПФ имеют

    дополнительные источники финансирования, причем они не облагаются

    налогами), собственной заинтересованности людей в пределах

    дополнительного пенсионных отчислений.

    Эта система, называемая 3-х ярусной или 3-х уровневой, была

    зафиксирована как наиболее рациональная Всемирным банком развития

    и рекомендована для внедрения. В докладе на совместном семинаре

    МОТ и ОЭСР по вопросам развития пенсионной реформы (Париж, 15-

    17 декабря 1997г.) были следующим образом увязаны уровни системы с

    их социальной ролью:

    - первый (обязательная распределительная компонента,

    управляемая государством, Basic State) - предотвращает бедность в

    пожилом возрасте, предоставляя минимум социальных пенсий,

    финансируемых из бюджета;

    - второй (обязательная накопительная компонента, State

    Earning Related Pension Scheme, SERPS) - функция сохранения

    привычного уровня жизни и получения достаточного дохода через

    обязательную профессиональную пенсию полностью формируемую с

    помощью накопительной системы;

    - третий (дополнительная накопительная система, Occupating

    Pension Scheme, OPS) - функция сохранения высокого уровня жизни и

    дохода, обеспеченная самой личностью.

    87

    87

    П. Пенсионное обслуживание за рубежом.

    Забота о престарелых является одним из основных

    направлений социальной политики всякого государства. При всем

    различии систем пенсионного обеспечения, все они сейчас переживают

    сложности, вызванные процессом естественного старения населения.

    Сейчас в мире 12 % населения старше 65 лет, в то время как после

    войны их было 2%. Названные изменения конкретизируются в

    показателе демографической нагрузке, определяемом долей населения

    свыше 65 лет в общей численности трудоспособных., см.табл 11

    Табл.11.Показатель демографической нагрузки.

    Страна 1995 2000 страна 1995 2000

    США 19,2 19,0 Франция 22,1 23,6

    Япония 20,3 24,3 Канада 17,5 18,2

    Германия 22,2 23,8 Швеция 27,4 26,9

    Цитируется по книге Карповой Н.А. Реформирование

    государственного пенсионного страхования в странах с переходной

    экономикой, М.,1998,с.111.

    Процесс естественного старения подвел развитые страны мира к

    необходимости реформ в области пенсионного обслуживания. Все

    страны увеличили расходы из бюджета. За период с 1960 по 1985г. темп

    их роста в 2 раза опережал рост ВВП и составил в среднем 9% ВВП, а в

    Австрии - 15, Италии - 14, Франции - 13, США - 6,5. нашли свой способ

    выхода из сложившейся с финансированием ситуации. Австрия и

    Испания поставили размер ежемесячных пенсий в зависимости от

    суммы выплаченных взносов. В Австралии стали меньше платить тем,

    88

    88

    кто имел достаточно высокий доход. В Японии уменьшили размер

    процента ( 70 до 68) от заработной платы, по которому начислялись

    пенсионные выплаты. При этом, многие страны увеличили страховые

    взносы предприятий в ПФ. Другие - увеличили количество частных ПФ,

    надеясь на их помощь. С 1988 в Великобритании государственное

    пенсионное страхование перестало быть обязательным. Население

    получило право выбора: либо частные либо государственные фонды. В

    США увеличился возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет, при этом

    различными методами стимулируется еще более поздний срок.

    Таким образом, по мере изменения демографической

    ситуации возникают новые проблемы пенсионного обслуживания, но

    государства в состоянии их решить, имея развитый механизм

    воздействия на социально-экономические процессы.

    Ш Отечественные проблемы пенсионного обслуживания.

    Сейчас в нашей стране существует 2-х уровневая система

    пенсионного страхования. Первый - обязательные отчисления в ПФ, в

    фонд обязательного социального страхования. Второй - страховые

    фонды и банки, которые предлагают услуги по дополнительному

    пенсионному страхованию.

    Размер пенсий сегодня определяется в зависимости от стажа

    (фактически отработанного, без учета времени на обучение, службу в

    армии, рождение и воспитание детей), уровня заработной платы. При

    этом создание единой централизованной системы учета пенсионных

    выплат позволяет в будущем перейти на введение зависимости размеров

    пенсии от количества отчислений (за всю трудовую деятельность).

    89

    89

    1У. Экономика и регулирование деятельности ПФ.

    Финансирование пенсий осуществляется, во-первых, из

    централизованного ПФ за счет 1% от ФОТ, во-вторых, из отчислений во

    внебюджетный фонд обязательного социального страхования (5,5% от

    фонда оплаты труда) и отчислений из бюджета. Иногда, субъекты

    федераций могут доплачивать своим пенсионерам, но это скорее

    одноразовые выплаты, чем устойчивые доплаты.

    В любом случае, по данным К. Муздыбаева (с.36), размер

    пенсии составляет по закону 55-75% среднемесячной заработной

    .платы, фактически - в 1992г.- 36%, 1993 - 36-40%, 1994 - 36%.

    Что касается дополнительного пенсионного обеспечения,

    осуществляемого независимыми фондами, как это имеет место за

    рубежом, то эта форма финансовых услуг не нашла в нашей стране

    своего распространения Так и не принят закон “О дополнительном

    пенсионном обслуживании”, а те единичные случаи, которые имели

    место на практике, свидетельствовали скорее о неподготовленности

    системы, чем о создании нового финансового института.

    У. БАНКИ, ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

    1. Роль банков, их место в финансовой системе.

    П. Экономические и социальные функции банков

    Ш. Содержание деятельности банков

    1У. Мировая банковская система

    90

    90

    У. Становление российской банковской системы.

    У1. Регулирование банковской деятельности в России

    ( 2 модели законодательного закрепления уровня специализации.)

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений