• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители

    важнейшей социальной профессии М.Вебер о роли

    бюрократии, А.Файоль о месте администрации, Конфуций об

    ответственности чиновников перед народом.

    Позитивная роль чиновников (бюрократов) раскрыта в работах

    многих классиков, например М. Вебера, А. Файоля и других. Так, М.

    Вебер сформулировал концепцию идеальной бюрократии -

    рациональной коллегиальной деятельности по поддержанию

    государственного (общественного) порядка. За основу он взял

    европейскую (прусскую) модель идеального государства. Суть

    концепции М. Вебера заключается в:

    * выделении функциональных операций в управленческом

    процессе и закрепления их за отдельным руководителем,

    * иерархии построения,

    * регулировании деятельности руководителей

    “последовательной системой абстрактных правил”, т.е. четких

    инструкций, определяющих их права и обязанности,

    * системе формализованных безличностных отношений,

    * нацеленности бюрократа на служебную карьеру, т.е.

    продвижение по службе в зависимости от успешности работы.

    Так же позитивно описывал роль административного

    114

    114

    управления (администраторов) - сердцевины, центра управления, но не

    государством, а предприятием - А. Файоль. Утверждая необходимость

    организации труда, поддержания здесь порядка, он выделил следующие

    обязательные функции административного управления: планирование,

    учет, стимулирование, организацию, контроль. Они в полной мере

    применимы и для государственных чиновников.

    Еще ранее на выявление особой роли чиновников обратил

    внимание Конфуций (551 - 479гг. до н. э.) Учитывая размеры

    территории Китая, особую роль централизованного управления как

    элемента хозяйственной системы, он обращал внимание на

    обязательность таких личностных качеств чиновника как высокая

    нравственность, честность, компетентность. Для отбора на

    ответственные государственные должности людей именно с такими

    качествами им предложено: во-первых, тестирование при приеме на

    работу; во-вторых, поощрение искусства, культуры, образования как

    способов воспитания высокой нравственности; в-третьих, система

    морального рейтинга, позволяющая на основе оценки работы чиновника

    устанавливать изменения в значимости (или слабости) его рода.

    Работая учителем императорских детей и имея влияние на

    императора, он ввел в практику Китая ежегодную систему оценки 100

    лучших (честных, эффективно работающих чиновников) и 100 худших

    (берущих взятки, некомпетентных). Попасть в число лучших было

    очень почетно. Этим повышался рейтинг всего рода, рос статус детей и

    внуков. Твое имя и фамилия передавались из поколения в поколение.

    Обратные последствия имели место в случае приобщения к списку

    худших. Концепция Конфуция интересна как первая из известных

    115

    115

    науке попыток борьбы с коррупцией.

    Для упорядочивания представлений о терминах,

    характеризующих лиц, занятых в управлении, дадим определения

    чиновнику, администратору и бюрократу, базируясь на названных

    классических концепциях. Чиновник это государственный служащий,

    главным в характеристике которого является его служебный статус,

    предопределяющий полноту власти, степень полномочий.

    Бюрократ - характеристика управленца в рамках такой системы

    управления, которая рассматривается как совокупность логично

    построенных и взаимосвязанных функций или операций в рамках

    единого процесса. Негативный оттенок, скрытый в термине,

    объективен: он предполагает подход, при котором процедура (порядок

    процесса) рассматривается более значимой, чем цель или результат

    управления.

    Термин “администратор” в большей мере используется для

    описания особенностей управления предприятием, характеризуя лиц,

    организующих процесс управления сам по себе: кадровую службу,

    подразделения по связям с общественностью и другие. Начиная с

    А.Файоля, пионера в его исследовании, административное управление

    рассматривается как сердцевина, центр системы управления.

    Следует видеть отличие между понятиями администратор,

    руководителя и менеджер. Первый - отвечает за эффективность системы

    управления. Второй - за результат работы предприятия. Третий - за

    прибыльное функционирование предприятия.

    Исходя из сложившейся мировой практики и ориентируясь на

    предложенное определение государственной службы, ставящее во главу

    116

    116

    угла профессионализм и особый характер управленческого труда,

    обратим внимание, что не всех руководителей, входящих в аппарат

    власти можно отнести к государственным служащим.. Сюда, например,

    не относят представителей законодательной и судебной власти. Так,

    первые - а ими являются члены Государственной Думы (их 451 человек)

    и Совета Федерации (91человек), избранные непосредственно (прямыми

    выборами) или опосредованно (прошедшие по партийным спискам) - не

    входят в число государственными служащими. Причины этого -

    возможное отсутствие базового образования или их неготовность к

    длительной служебной карьере на данном поприще. Законодатели

    избраны народом. Их социальная роль заключается не в

    исполнительских, а в представительных функциях.

    Члены Конституционного суда, также входящие в высший

    эшелон власти, не являются государственными служащими в силу

    особенности своего профессионального и социального статуса. Они

    служат не государству и даже не его гражданам, а закону, и там, где по

    Конституции аппарат власти идет на нарушения, они могут и обязаны

    ему противостоять. Члены Конституционного суда избираются

    пожизненно, чем достигается их независимость от властных структур,

    достигается свобода в принятии ими правильного решения вне

    оглядки на свою будущую карьеру.

    Характеризуя государственную службу как систему

    управления государством важно выделить отдельные элементы этой

    системы, которые в той или иной мере присутствуют во всех странах.

    Мировая практика выделяет ведомственную, функциональную или

    территориальную их принадлежность. Так, в рамках первой системы -

    117

    117

    ведомственной - органы и их сотрудники делятся по отраслевой

    принадлежности. При этом, не все, а лишь незначительный круг лиц -

    руководители - попадают в сферу государственной службы. Остальные -

    средние руководители и исполнители - являются лицами, входящими в

    кадровый состав министерств, но не государственной службы.

    Функциональная принадлежность - второе деление

    государственной службы - раскрывает отношения между управленцами

    как сферой трудовой деятельности. Различие заключается в уровне их

    ответственности, степени координации труда на управленческой

    функции. Здесь выделяют три сферы - высших руководителей

    государства, руководителей и обслуживающих лиц.

    Территориальные органы государственной службы составляют

    третье направления ее деления. Чем больше страна и больше различия

    между территориями, тем важнее и многочисленнее являются органы,

    представляющие интересы государства на территориях. В нашей стране

    можно выделить три типа органов, выполняющих территориальные

    функции. Во-первых - государственные службы, отвечающие за

    представительство интересов государства на территориях (например,

    органы, представляющие президента в субъектах федерации). Во-

    вторых - органы управления субъектами федерации (с их структурными

    подразделениями) - мэрии, исполнительные власти и т.д. Их положение

    двойственно. С одной стороны, они регулируются действием

    государственных законов, входят в состав органов государственного

    управления, но, защищая в большей мере интересы территории, а не

    государства, они не относятся к органам государственной службы.

    Третий тип территориальной структуры управления -

    118

    118

    муниципалитеты - органы управления местной властью. С пониманием

    их места в системе государственного управления еще более сложно.

    Существуют два подхода к оценке их деятельности, выделяемые по

    разной трактовке места муниципальных органов управления в системе

    государственного. По первому - муниципальные службы (в отличие от

    территориальных) не относятся к государственному управлению.

    Организуя порядок на территории, они призваны удовлетворять

    интересы жителей своего района, а не страны в целом. По второму -

    рассматривающему муниципалитеты как проводников государственной

    политики, понимающих содержание деятельности наемных работников

    местного самоуправления как естественное разделение труда между

    высшим и низшим звеном - они входят в систему государственных

    служащих. Этот подход закреплен в юридических документах, где

    главными критериями отнесения муниципальных работников к

    государственной службы называются работа по найму, а также наличие

    соответствующего образования (см. например, закон “Об основах

    муниципальной службы” или сборник “Порядок и условия

    прохождения муниципальной службы”, М.,1999). Признавая

    правомочность обоих подходов, предоставим студентам возможность

    собственного выбора. используя собственный взгляд на внутреннюю

    природу местного самоуправления.

    Обобщая сказанное о социальной роли государственных служб

    и чиновников, следует отметить, что это - важнейшая часть

    государственного управления, включающая исполнителей

    руководящих функций высокого и самого высокого ранга. Их

    руководители рассматривают свой труд как служение народу и

    119

    119

    государству. Служба призвана поддерживать порядок и эффективно

    управлять страной Она построена на иерархиезированной системе

    соподчинения чиновников.

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений