• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.

    Деньги - один из древнейших социальных институтов,

    однако банки появились относительно недавно. Их родиной была

    Европа. Так, в Генуе (Х1Ув) найдены камни с выбитыми на них

    текстами, призывающие обращаться за ростовщическими услугами.

    Как явствует из предыдущих лекций, банки - один из типов

    институциональных инвесторов, который призван специализироваться

    на обслуживании денежного обращения, кредитованию населения,

    выпуске ценных бумаг, операциях по обмену валют и т.д. Этим

    объясняется достаточно низкое место, которое отводится банкам в

    рейтинге мировой финансовой системы. Для подтверждения

    высказываемого тезиса можно сослаться на работу “Экономические

    институты капитализма” под ред. Катькало С.С. (СПб, 1996г).

    П. Экономические и социальные функции банков

    Перечислим экономические функции банков:

    - ускорение и организацию оборота денег (что предполагает

    депозитарную деятельность, выпуск ценных бумаг (для эмиссионных

    банков) как заменитель денег, валютные операции);

    - инвестирование в размере, соответствующем объему

    депозита (сбережений), находящихся на счетах банков,

    - участие в деятельности единой национальной системе.

    91

    91

    К социальным функциям можно отнести:

    - создание и гарантирование процесса сбережения денег

    населению,

    - ускорение и организация безопасного обращения денег

    населения, что позволяет ему экономить время на осуществление

    финансовых операций (например, при оплате жилья или при

    приобретении товаров или услуг безналичным способом),

    - использование пластиковых карт как заменителя денежных

    знаков, гарантирующего их сохранность, возможность осуществления

    финансовых операций за границей,

    - предоставление консультационных услуг (траста),

    позволяющих населению, неподготовленному к финансовым операциям

    выгодно (осознанно) распоряжаться своими накоплениями.

    Характеристики возможностей российского населения к

    накоплению в середине 90-х годов приведены в табл.12 При этом,

    отмечается устойчивая тенденция к снижению накопления, однако,

    наметившийся выход из экономического кризиса дает надежду на

    прекращение падения жизненного уровня. Однако пока цифры,

    характеризующие доходы населения, этого не подтверждают.

    Табл.12. Классификация населения по наличию сбережений

    руководители специалисты рабочие

    _____________________________________________________________

    имеют сбережения 53,5 37,4 25,5

    не имеют 46,5 62,5 74,5

    _____________________________________________________________

    92

    92

    (см. “Вопросы экономики, 1996, № 1, с.65)

    Россия не относится к странам с классической структурой

    сбережения, предполагающей 20-25% - “несберегателей”, 35-40 -

    “полусберегателей” и 30 - устойчивых сберегателей, 10% - инвесторы.

    Хотя все традиционные виды сбережения у нас присутствуют:

    долгосрочные (на покупку жилья и т.д.), краткосрочные на

    непредвиденные неожиданности, однако, наши сбережения - это не

    отражения излишка доходов, а способ “выживания”.

    .

    Ш. Содержание деятельности банков

    Банки призваны выполнять следующие основные операции:

    - перевод денег (российский норматив предельно допустимой

    длительности перевода 3 дня внутри и 5 дней за границей страны).

    Напомним, что перевод денег осуществляется через систему

    корреспондентских счетов или своих филиалов;

    - инвестирование,

    - ведение бухгалтерской отчетности и осуществление расчетов

    между предприятиями (“ведение депозитных счетов вкладчиков”),

    - международные услуги (в рамках оффшорных зон),

    - информационное консультирование,

    - ведение дел по доверенности - трасту (“Закон о трастовой

    деятельности”),

    - эмиссионная деятельность ( эмиссии- выпуск ценных бумаг),

    - кредитование (ипотека - кредитование под залог имущества).

    Его основными функциональными отделами являются:

    93

    93

    коммерческие службы (поиск вкладчиков и направлений кредитования),

    международный отдел, обслуживания населения, в том числе по

    пластиковым картам

    1У. Мировая банковская система

    Банковские системы в разных странах существенно

    различаются, что отражает то, что они сложились в разные годы, под

    воздействием национальных особенностей, функционирует в

    экономическом пространстве неодинакового уровня развития. Однако в

    тенденциях их развития прослеживаются общие закономерности, путь,

    который они проходят имеет общие вехи:

    􀂄 этап разрозненных и независимых банков,

    􀂄 ступень концентрации эмиссионных функций в одном центре, часто

    государственном;

    􀂄 период мобилизации средств финансово-кредитных учреждений на

    финансировании государства,

    􀂄 фазу национализации банковской системы,

    􀂄 фазу приватизации банковской системы;

    􀂄 этап сдерживания либерализации денежно-кредитной политики,

    􀂄 период стабилизации.

    Опишем несколько зарубежных систем, их современную

    структуру, особенности функционирования и развития..

    Германия

    Банковская система Германии прошла все указанные этапы. Так,

    еще до 70-х Х1Хв. здесь существовало 7 монетарных систем, своя в

    94

    94

    каждой земле. В 1875 г. был учрежден Центральный Эмиссионный

    банк - Рейхсбанк, который в 1924 г. был законодательно отделен от

    государства. Одновременно был учрежден Комитет по надзору за

    эмиссией банкнот.

    В 1933 г. Комитет был упразднен, а банк - вновь возвращен

    государству в статусе центрального банка (ЦБ). Ему было вменено в

    обязанность финансирование государственных расходов, в том числе

    военных Война предполагала его полное подчинение государству.

    Органами управления Рейхсбанка являются Центральный

    банковский Совет, состоящий из председателя и его 9 заместителей (по

    количеству земель), а также Совета директоров - исполнительный

    орган.

    Нынешний этап характеризуется относительной независимостью банка

    от государства. Так, Закон о ЦБ оговаривает допустимые размеры

    кредита, выдаваемых Правительству. Прибыль ЦБ направляется в

    бюджет С 1.01.99 Рейхсбанк поглощен Европейским ЦБ - единым

    центром европейского кредитования

    Современные направления деятельности ЦБ: участие в

    международных проектах, руководство (контроль) за ходом

    сбережений, организация кредитования, финансирование бюджета,

    осуществление технической и образовательной помощи коммерческим

    банкам.

    Банковская система Германии состоит из 4000 кредитных

    учреждений, имеющих 45 тысяч филиалов (т.е. 1 банк на 1060 человек),

    и включает:

    􀂄 универсальные коммерческие банки (75% от общего количества),

    95

    95

    􀂄 сберегательные .банки,

    􀂄 кооперативные банки,

    􀂄 кредитных кооперативы,

    􀂄 государственные. ипотечные банки.

    Банки в Германии делятся на три группы - национального

    значения (Gross Deutche, Dresden, Kommerz Bank), региональные (их

    100 при 2500 отделений) и банкирские Дома, сто из которых

    существуют с Х1Хв., представляя крупнейшие банковские центры.

    Итак, немецкую банковскую систему можно характеризовать

    как наиболее развитую, высоко надежную в силу а). глубокого

    проникновения в реальный сектор экономики, б). сочетания

    универсальных и специализированных банков, в). отлаженного

    механизма контроля, г). эффективного внешнего аудита.

    Великобритания

    Система обращения стерлингов (серебряных пенсов) была

    известна еще до 1066г., т.е. до нормандского нашествия. С 1594г. был

    создан Центральный .Банк Англии., которому с 1793г. было вменено в

    обязанность финансирование войны с Францией.

    С 1844 по Акту Роберта Пиля за государством было закреплено

    право эмиссии банкнот. С 1946 действует Закон о ЦБ Англии,

    оговаривающий его статус и органы управления. Банк возглавляет

    Управляющий и 16 директоров, сменяемых через каждые 4 года на

    четверть своего состава. Из директоров 4 - работают на постоянной

    основе, остальные - представляют: коммерческие банки, научные круги

    и профсоюзы.

    96

    96

    Законом допускается 4 типа интервенции ЦБ: краткосрочное

    кредитование, РЕПО (обслуживание государственных .облигаций),

    определение минимальной ставки рефинансирования, сохранение

    резервов правительства.

    С 1997 г. ЦБ оперативно независим от правительства.

    Банковская система Англии представляет собой совокупность как

    правило специализированных банков (депозитных, торговых, Банков

    Содружества, иностранных, консорциумных (находящихся во владении

    у двух равноправных собственников), Учетных домов (т.е. банков,

    пользующиеся кредитами ЦБ).

    Крупнейшими банками Великобритании являются National

    Saving (существует с 1861), Трастовый и Жиробанк. Последний -

    квазигосударственное. учреждение, обслуживающее только служащих и

    властные органы.

    После известного краха Barings Brothers - банка, входящего в

    десятку крупнейших и надежных в стране, проведены меры по

    усилению контроля, что выразилось в:

    􀂄 установлении широкого надзора не только за банками, но и за

    финансовыми операциями в целом,

    􀂄 страховании рисков,

    􀂄 введении личной ответственности руководителей,

    􀂄 информационном обмене,

    􀂄 проведении совместных встреч банкиров и органов надзора,

    􀂄 усилении валютного контроля.

    Итак, отличительной особенностью английской банковской

    97

    97

    системы являются, во первых, высокая степень ее подчиненности и

    .активная финансовая поддержка Правительства, во-вторых, наличие в

    ней особых типов предприятий - Учетных домов, в-третьих, право

    выполнения кредитных операций, в-четвертых, преобладание

    специализированных банков, что является традицией еще с Х1Хв.

    Франция

    Точкой отсчета в ее становлении является 1 января 1800г.,

    когда Наполеон Бонапарт учредил Главный банк. С 1945г. и до сих пор

    он национализирован. Однако, с 1993г. по закону “Об Уставе Банка”

    он является независимым, что предполагает введение полной гласности

    и отчетности перед правительством, в частности перед Комиссией по

    финансам, Национальным Собранием и Сенатом. Главный инструмент

    деятельности ЦБ - регулирование процентных ставок.

    Банк имеет два основных органа управления Совет по денежно-

    кредитной политике (представительская и контролирующая функция) и

    Генеральный Совет (оперативная). К его основным функциям можно

    отнести:

    изготовление банкнот,

    управление денежным обращением ,

    безналичные платежи,

    иностранные операции,

    разработка денежной политики,

    управление государственным долгом,

    валютный контроль,

    98

    98

    связи с общественностью,

    надзор за банковской системой,.

    сбор информации о предприятиях (центр диагностики).

    Сейчас ЦБ Франции это 14982 человека, из них 75% женщины

    (данные на 1996г.), 26 отделений и 211 филиалов.

    Французская банковская система состоит, как в большинстве

    стран, из 2-х уровней: национальные и коммерческие банки. Ее

    характеризует: во-первых, сочетание государственной подчиненности и

    обособленности, во-вторых, самый широкий диапазон услуг

    населению, что не разрешается ЦБ других стран (аренда сейфов,

    обслуживание наличного обращения, обмен валюты), в-третьих,

    надежность.

    Швейцария

    Швейцарский ЦБ (ШЦБ) существует с 1907г. Он всегда

    функционировал в статусе АО, где акционером разрешено быть лишь

    швейцарским гражданам (3451 чел.) и юридическим лицам.. Дивиденд

    по акциям ежегодно составляет 6%. По Конституции главной функцией

    ЦБ является регулирование денежного обращения.

    ШЦБ является независимым, он может финансировать

    правительство, но добровольно. В частности, в ответ на критику за

    участие в войне, он выплатил фонду “Солидарность” 7 млрд. франков.

    В Законе не оговаривается связь с правительством , на практике

    она есть, но небольшая. Так, банк ежегодно выплачивает стране 600

    млн. фр., из которых треть перечисляется федеральному правительству,

    и две трети кантонам. Для примера, в других странах эти отчисления

    99

    99

    составляют гораздо большие суммы: в Австрии - 75 %, в Бельгии -

    90%, в Нидерландах - 90%, Швеции - 80%, Швейцарии - 30%.

    Высший орган ЦБШ - Правление, которое является

    коллегиальным и состоит из 3-х человек: управляющего и 2-х

    заместителей. Контроль за ним осуществляется: Собранием акционеров,

    Банковским советом (он выбирается акционерами, состоит из 45

    человек и собирается 1 раз в квартал), Банковским комитетом

    (исполнительный орган), а также Федеральным правительством. Всего

    в ШЦБ работают 600 человек, он состоит из двух управлений и 20

    отделений.

    Швейцарская система состоит из:

    1. общефедеральных банков (универсальные и очень

    влиятельные: Schweiresereische. Bankgesellschaft, Schweiresereische

    Bankferein, Kreditanstallt.

    2. кантональных,

    3. частных., включая 160 иностранных.

    Отличительной особенностью швейцарской системы является

    тайна вкладов, законодательно введенная с 30-ых годов ХХ в. с целью

    скрыть финансовую информацию от нацистского правительства. Исходя

    из моральных соображений, ради запрета на отмывание нечестных

    денег, в частности имеющих и российское происхождение, с 1977 года

    вводится система фильтров для вкладов из Восточной .Европы. Ее

    механизм: деньги принимаются только в центральных филиалах

    (Женеве и Цюрихе), при личном представительстве, вводится контроль

    за всеми финансовыми операциями в стране.

    100

    100

    Другая особенность Швейцарии - разветвленность банковской

    сети. Здесь на каждую тысячу человек приходится по банку или

    соответствующему учреждению.

    Итак, общий вывод: во-первых, швейцарские банки являются

    самым устойчивым элементом мировой системы, во-вторых, применив

    первыми механизм тайны вклада, на данном этапе они ужесточают

    нормы морального контроля, в-третьих, ЦШБ единственный применяет

    коллегиальное оперативное управление.

    Федеральная резервная система США

    США имеют уникальную, отличную от европейской, систему

    денежного обслуживания Она основана на преобладании частной

    инициативы. Государство допускается лишь как организатор, контролер

    и гарант сохранности резервного запаса, что и выделяется в названии .

    Проследим основные вехи становления федеральной резервной

    системы США (ФРС). До ХУШ в. в Америке не было ни своей валюты,

    ни своих банков. С 1785 г. Конгресс США объявил таковой доллар,

    приняв систему биметаллизма, соотносящую его с золотом и серебром.

    В 1781 г. была сделана первая попытка учреждения

    Центрального банка Северной Америки, но он просуществовал лишь

    несколько лет. В 1791 г. была предпринята уже вторая попытка. Она

    также - в силу жесткой конкуренции за право быть первыми, равно как

    и стремления к минимизации государственного влияния на экономику -

    не была удачной. Центральный банк США был закрыт в 1811 г.

    В 1816 г. был открыт 2-ой Центральны Банк США. Оговоримся

    сразу, что и он просуществовал недолго - до 1836г. В 1824г. был создан

    101

    101

    Саффалькский банк Бостона, получивший право на эмиссию банкнот и

    хранение резервов, ставший Ассоциацией коммерческих банков запада.

    С 1836 г. начинается полная анархия, поскольку от идеи ЦБ

    временно отказались. Лишь в 1863г. Был принят Акт о создании

    системы государственных банков, имеющих право на эмиссию в обмен

    за уплату налога в 10%.. При этом коммерческим банкам вменялось в

    обязанность резервирования в них части средств, но при свободном

    выборе банка.

    В 1907г. после большого финансового кризиса был принят

    закон Олдрича-Вреланда, создавший национальную Комиссию по

    вопросам денежной политики. По нему предполагалось учредить

    ассоциацию частных эмиссионных банков под государственным

    руководством. Он в свою очередь лег в основу закона Оуэна-Гласса, по

    которому в 1913 г. формировались принципы функционирования

    будущей “Федеральной резервной системы”. Она планировалась как

    высокоцентрализованная система, контролирующая резервы и эмиссию.

    Право выпуска банкнот формально сохранялось за коммерческими

    банками, но поскольку процент кредитования устанавливался сверху, их

    независимость была относительной.

    ФРС руководит совет, который не является государственным

    органом, хотя и подчинен Конгрессу. Президент США назначает (по

    согласованию с Сенатом США) управляющих ФРС.

    Сейчас ФРС - многоярусная система, состоящая из: а) Совета

    управляющих, б) резервных банков (их 12 по числу регионов, которые

    они обслуживают), в) Федерального комитета по операциям на рынке

    ценных бумаг, г). Федерального консультационного Совета, а также д) 5

    102

    102

    тысяч банков-участников ФС.. В ФРС включены примерно 90%

    финансовых учреждений страны.

    В 1995 г. за рубежом насчитывается от 200 до 269 млрд.

    долларов, что дает 2/3 прибыли всей резервной системы, а также

    способствует сбору налогов в 16 млрд. долл. в год.

    Помимо учреждений, входящих в РФС, в США имеют место

    коммерческие финансово-кредитные учреждения, к ней не

    относящиеся. Их насчитывается около 25 тысяч..

    Общий вывод: РФС - уникальное единственное в своем роде

    явление. Она прошла сложный исторический путь, пока приобрела

    нынешний вид. Следует особо отметить широту ее полномочий ФРС

    независима от государства, но подотчетна Конгрессу (президенту). В ее

    структуре теснейшем образом переплетены государственные,

    коммерческие, территориальные учреждения. Деятельность

    коммерческих банков фактически не зависит от государства.

    За прошедшие с принятия Акта об ФРС 60 лет его суть остается

    неизменной. Доллар США продолжает сохранять свое господство, в том

    числе и благодаря продуманной финансовой системе

    У. Становление российской банковской системы.

    Российская банковская система гораздо менее совершенна.

    Роль и статус ЦБ пока четко не определен, поэтому изучение мирового

    опыта крайне полезно. Отечественная система прошла ряд этапов:

    - становления и развития ее в соответствии с общемировыми

    традициями (до 1917г.)

    - монополизации государством,

    103

    103

    - формирование двухуровневой системы (с 1990 г)

    Наивысший подъем банков датируется 1993г. Потребность в

    деньгах, вызванная вступлением в рыночные отношения, и разрешением

    существования коммерческих банков, вызвали процесс их образования

    ( в 1993 г их число достигло 3 тысяч). В целом, такое количество

    удовлетворяет потребности в банковском обслуживании, однако

    неустойчивость банков, малый размер Уставного капитала, делают

    систему ненадежной, характеризует ее как несоответствующую

    требованиям рынка.

    На данный момент банковская система России представлена:

    а - Центральным банком (некоммерческим институтом, регулирующим

    финансовую систему в целом). Студентам полагается знать суть закона

    о “Центральном банке” (1995г.)

    б - государственными банками ( сбербанк России),

    в - коммерческими банками

    У1. Регулирование банковской деятельности в России

    ( 2 модели законодательного закрепления уровня специализации.)

    Перечислим показатели оценки банковской деятельности:

    - уставной капитал - средства, вложенные учредителями банка,

    а также накопленные при последующем его функционировании

    (показатель размера банковского потенциала, база для расчета резервов,

    рейтинга и т.д.)

    - капитал - показатель объема денежных средств (сюда

    включаются и собственные и заемные средства банка,

    - активы - характеристика объема и структуры использования

    104

    104

    банковского капитала,

    - пассивы - характеристика объема и структуры капитала с

    точки зрения его образования (поступления),

    - депозиты - денежные средства предприятий, находящихся на

    обслуживании,

    - прибыль (рентабельность) - доходность банка.

    Финансовыми источниками доходов банка могут являться:

    - прибыль от коммерческой деятельности,

    - доходы от трастовых и эмиссионных операций,

    - процент за ведение счетов и депозитов.

    Регулирование .деятельности банков осуществляется через:

    - систему отчетности, в частности по балансу банка и

    финансовому отчету,

    - налогообложение в соответствии со средними нормативами

    ставок налога на прибыль, НДС и т. д.),

    - лицензирование банков, направлений их деятельности, а

    также их руководителей.

    Напомним, что основой регулирования банков является

    лицензирование их инвестиционной деятельности. Как отмечалось

    выше имеются 2 модели государственного подхода: запрещающая и

    разрешающая банкам деятельность по инвестированию. При первой

    модели государство (например, США) четко ограничивает их

    деятельность денежным обращением и организацией сбережений и

    запрещает их вторжение во все виды инвестиционной деятельности,

    справедливо полагая, что это препятствует улучшению (ускорению)

    денежного оборота. Отметим, что сегодня нормальный срок перевода

    105

    105

    денег здесь не превышает 24 часов, максимально допустимый - 3 суток.

    Другая модель - ее классическим представителем является

    Германия - допускает инвестирование банками, но для этого нужно

    получить право (лицензию) и находится под особым режимом

    государственного контроля. Учитывая размеры страны,

    цивилизованность (ответственность) банковских руководителей как

    предпринимателей, в Германии это вполне допустимо.

    Россия выбрала для подражания немецкую модель, вменив

    Комитету по ценным бумагам право выдачи лицензий на

    инвестиционную деятельность и контроль за ее проведением.

    РАЗДЕЛ 1У. СФЕРА БЮДЖЕТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    1. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И

    НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ, БЮДЖЕТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие и социальная роль бюджета.

    П. Социальная роль бюджетных предприятий.

    Ш. Бюджетные предприятия за рубежом.

    1У. Особенности управления бюджетными предприятиями.

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений