• Sitemap
  • Contact
  • Введение
  • Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-
  • 1.Система пенсионного обслуживания населения.
  • 1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.
  • 2. УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2. Понятие государственной службы как труда особого вида.
  • 3. Чиновник, бюрократ, администратор - представители
  • 4. Этапы институционализации государственной службы
  • 5. Динамика численности государственных учреждений за
  • 6. Понятие службы высших руководителей как проводников
  • 7. Местное самоуправление: понятие, история его становления в
  • 1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
  • 1. Здоровье как общественное благо
  • 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их
  • П. Этапы институционализации образования.
  • Ш. Генезис взглядов исследователей на образование.
  • 1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  • 1. Понятие и социальная роль бюджета.

    Бюджет - кровеносная система государства, ибо деньги -

    основа решения многих проблем. Бюджет - единый план денежных

    доходов и расходов по уровням управления. Бюджет характеризует

    движение финансовых потоков государства (федеральный, субъектов

    федерации, муниципальный), предприятий (бюджет банка), семьи.

    Понятно, что для данного курса интересен государственный бюджет.

    106

    106

    Государственные финансы - главный носитель общественного

    достояния, поэтому распоряжение им представляет особую значимость

    и ответственность. Распоряжение бюджетными средствами происходит

    на основании утвержденного Законодательными органами плана

    (бюджета), регламентирующего действия исполнительной власти по их

    сбору и расходованию.

    Не существует единой концепции о содержании

    государственного бюджета. Одни авторы относят к бюджету все

    национальные финансы. Другие - лишь ту часть, которая образуется и

    расходуется на федеральном уровне. Для нашего изложения - ближе

    первая, поскольку социальные расходы финансируются из различных

    источников, взаимно дополняя друг друга.

    Интерес к бюджету - важная часть формирования гражданской

    позиции индивида. Знание и умение проанализировать направления

    доходов и расходов государства (города) - критерий гражданина и

    признак гражданского общества.

    Предметом отчетности правительства любого уровня перед

    населением должны быть, во-первых, структура финансовых потоков,

    во-вторых, соответствие работ по подготовке бюджетных документов

    установленным срокам. Возможность оценить разумность финансовой

    (бюджетной) деятельности правительства любого уровня

    характеризуется термином прозрачность. Она определяется

    обязательностью и своевременностью отчетов правительства,

    доступностью документов, возможностью участвовать в их

    обсуждении.

    Основой законодательного регулирования бюджетных

    107

    107

    отношений является закон “О бюджетном устройстве РФ” (1991г). Так,

    планирование государственного бюджета начинается за 1,5 года до

    начала бюджетного года и проходит ряд этапов:

    - обсуждение концепции развития страны на планируемый

    период (конец марта предшествующего года) и отчет о выполнении

    предшествующего бюджетного плана;

    - выработка предложений исполнительной власти по основным

    контрольным цифрам, характеризующим приоритетность задач,

    - конкретизация этих цифр с учетом мнения министерств и

    органов исполнительной власти и формирование бюджетного послания

    главы правительства (конец августа);

    - принятие окончательного варианта бюджетного плана

    законодательными органами власти (до 31 декабря).

    П. Социальная роль бюджетных предприятий.

    Расходование бюджетных средств составляет основу

    финансирования бюджетных организаций - части государственных

    предприятий, которые, выполняя государственные задачи директивно

    им управляются.

    Приведем особенности бюджетных организаций как части

    государственного сектора. Во-первых, государственные предприятий

    могут быть коммерчески самостоятельными (работать ради прибыли) и

    управляться холдингами; бюджетные - всегда некоммерческие и

    директивно управляемые. Во-вторых, цели государственных

    предприятий многообразны (прибыль, государственные интересы,

    оборона и т.д.), бюджетные - как правило преследуют социальные цели.

    108

    108

    В-третьих, диапазон методов управления государственными

    предприятиями чрезвычайно широк: план, аренда, хозрасчет,

    коммерческая самостоятельность); бюджетные предприятия

    управляются на основе единственного метода - планирования.

    Итак, бюджетные предприятия всегда социально

    ориентированы. Их структура отражает реальные социальные

    потребности в стране, что фиксируется через обсуждение в Думе

    (государственной или городской).

    Ш. Бюджетные предприятия за рубежом.

    Все страны имеют свою уникальную структуру бюджетных

    предприятий. Однако существует две базовые модели,

    характеризующие размер бюджетного сектора. Первая (американская,

    японская) - его минимизирует. Допускаются государственное

    финансирование отдельных больниц, университетов при абсолютном

    превосходстве над ними частных предприятий. Вторая (шведская) - его

    максимизирует, включая в государственное предпринимательство весь

    возможный спектр коллективных услуг.

    США, воплощая в управлении индивидуализм личности,

    всячески сдерживают рост налогового пресса как тормоз

    предпринимательству и механизм искусственного выравнивания

    (усреднения) индивида в потребностях и доходах. Одновременно, здесь

    считается более разумным подрядный метод управления, суть которого

    сводится к субсидированию частных фирм, а не создания

    государственных - ничейных и потому мало эффективных.

    Швеция, наоборот, рассматривает свободу личности только

    109

    109

    через механизм равенства в доходах и возможностях. Удовлетворения

    потребностей. Здесь настаивают на доступности социальных услуг

    каждому, на качественном здравоохранении, образовании в рамках

    государственной (бюджетной) системы..

    1У. Особенности управления бюджетными предприятиями.

    Общими принципами управления бюджетными предприятия

    являются следующие.

    1. Руководитель назначается сверху, отчитывается перед

    вышестоящим руководством, мнение трудового коллектива может

    носить лишь рекомендательный характер.

    2. Направления деятельности и цена услуг предприятия четко

    регламентируются государством. Учреждения обязаны отчитываться в

    установленный срок и по соответствующей форме (достаточно жесткой

    и подробной).

    3. Оплата труда построена на единой тарифной системе,

    предполагающей во-первых, минимальный установленный

    законодателями уровень заработной платы (МРОТ) (сейчас он 132 руб.),

    и, во-вторых, 18-ти разрядную тарифную сетку.

    Положения и трудовые обязанности руководителей

    определяются статусом государственного служащего, т.е. находятся в

    соответствии с законом “О государственном служащем” (см.

    следующий раздел).

    110

    110

    труда   населения   УПРАВЛЕНИЯ   образования   услуг   предприятий   сферы   службы   развития   роль   деятельности   Система   системы   производства   России   государственной   школы   денег   является   сфера   Понятие   власти   средств   ГОСУДАРСТВЕННОГО   учреждений